Многообразие путей и форм общественного развития
Общественное развитие - процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направленностью и закономерностью.
Обычно выделяют две модели общественного развития:
- Циклическая - модель, где единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. Т.е. модель, в которой исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга. Представители: О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.
- Линейно-восходящая - модель, при которой общество проходит ряд исторических последовательных этапов, заменяющих друг друга. Представители: К. Маркс, Д. Белл, Г. Гегель и др.
Цивилизационный подход
Что же такое цивилизация?
Цивилизационный подход отрицает единство всемирного исторического процесса, заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития является духовная культура.
Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс)
Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
Синоним культуры (А. Тойнби)
Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.
Плюсы:
- позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии;
- ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;
- позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственность национальных культур
Минусы:
- история не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
- народы изучаются изолированно
- трудно выявить закономерность в историческом процессе
Формационный подход
Плюсы:
- систематизация
- легко выявить закономерности в историческом процессе
- изучает все народы вместе,не изолируя отдельные
Минусы:
- абсолютизация экономического фактора в жизни общества
- однолинейное понимание исторического процесса
- многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций
- недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Исторические личности
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) – российский публицист, социолог; идеолог панславизма; его взглядам на историю были сваойственны элементы расизма: в предложенной им типологии цивилизаций народы по природе своей не признаются в равной мере способными к культурно-историческому творчеству; главный труд – «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому».
Ибн-Хальдун Абу ар-Рахим Абу Зейд (1332-1406 гг.) – арабский историк и философ, государственный и общественный деятель, игравший видную роль в политической жизни мусульманских государств Магриба; задолго до появления в европейской науке цивилизаци-онного подхода предвосхитил его основные концептуальные идеи, его социальная филосо-фия явилась первой попыткой создания самостоятельной науки об обществе, которая послу-жила бы методологической основой для исторической науки и политической практики; глав-ный труд – «Книга назидательных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов».
Маркс Карл Генрих (1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист и обще-ственный деятель; создатель концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); работы, специ-ално посвящённые формационному подходу к изучению истории, отсутствуют; главные ра-боты, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Не-мецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом), «Нищета философии», «Манифест коммуни-стической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».
Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975 гг.) – британский историк, общественный дея-тель, профессор Лондонского университета и Лондонской школы экономических наук, экс-перт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн; считается основоположником цивилизационного подхода к изучению истории; его взгляд на мировую историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя интеллктуальное неравенство людей («творческое меньшинство» и «инертная масса»), он был решительным противником расиз-ма с его утверждением одних и неполноценности других народов; главный труд – «Изучение истории» (в 12 тт.).
Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) – немецкий философ и историк; в 1920 гг. выступал как публицист консервативно-националстического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 году отклонил предложение нацистов о сотрудничестве, за что они подвергли его бойкоту, хотя и взяли на вооружение его идеи; главное сочинение – «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории».
Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий философ, социолог и общественный дея-тель; соавтор (вместе с К. Марксом) концепции исторического материализма и составляюще-го его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Не-мецкая идеология» (совместно с К. Марксом), «Манифест коммунистической партии» (со-вместно с К. Марксом), «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Ключевые даты
- IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция» – произошедшие в районах Юго-Западной Азии кардинальные изменения во взаимодействии человека с природой: совершен-ствование технологии изготовления каменных орудий (шлифовка, сверление), изобретение колеса, лодки, керамики, ткачества, индивидуальных средств охоты (лука и стрелы), появле-ние производящего хозяйства (земледелия, скотоводства); эти изменения обеспечили спе-циализацию ремесел и развитие торговли, переход к оседлому образу жизни, увеличение на-селения и рост его благосостояния, что создало предпосылки для дальнейшего прогресса.
- VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых известных науке городов Иерихон (Ближний Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые являлись центрами торговли, ре-месла (ткачества) и земледелия, имели развитые фортификационные сооружения.
- IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской цивилизациии, ее лидирующее положение в мире, связанное с распространением ее культурных, экономических и техноло-гических достижений.
- XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера от мусульманской к европейской циви-лизации, связанный с Великими географическими открытиями европейцев и развитием в Ев-ропе буржуазных отношений.
- Середина XX в. – начало научно-технической революции – качественного преобразо-вания современных производительныъх сил под влиянием крупнейших научных открытий, взаимодействия науки и техники, превращения науки в непосредственную производитель-ную силу, в результате чего изменился характер труда и возникла необходимость в соответ-ствующем изменении форм организации общества, включая его политические структуры.
Основные понятия
Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации.
Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.
Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Ментальность – используемое в теориях локальных цивилизаций понятие, означающее общие для людей того или иного общества тип мировоззрения, способ мышления и психологический склад, которые предопределяют присущие только им особенности восприятия и осознания внешнего мира и самих себя.
Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.
Революция социальная – категория исторического материализма, используемая для обозначения способа перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества; экономическая основа революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антогонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в со-хранении существующего строя, и угнетенными классами.
Формация общественно-экономическая – центральная категория в историческом материализме; означает: во-первых, исторически определенный тип общества, который представляет собой особую ступень в его развитии и характеризуется определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; во-вторых, определенную структуру общества, позволяющую видеть все его отмеченные выше элементы и отношения в системе.
Источники:
http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/CHelovek-i-obschestvo/015-Bazis.html
http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=printe&id=557
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/civilizacionnyy-podhod.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий