воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

Первые удары по средневековому образу мышления нанесли те, кто совсем не желали подрывать авторитет церкви, - приверженцы теологии, францисканцы Р. Бэкон и У. Оккам (подробнее см. в презентации).Формируется идея о необходимости более четкого разделения веры и разума, что неизбежно привело к ослаблению зависимости классической философии от теологии. Философия постепенно перестает быть "служанкой богословия".
Со временем церковно-обрядовое понимание спасения человека было подвергнуто критике. Начинается пересмотр взглядов, который получил название Реформация.

2. Политика и государство: новый взгляд

Общественная жизнь в эпоху Возрождения также стала одним из центров рассуждений. Общество уже выступает не столько как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен.

Макиавелли и Гоббс считали, что целью политики является приход к власти и её сохранение, создание стабильного государства. 
Появляются различные теории возникновения государства, одна из которых выделяет за основу возникновения государства  общественный договор, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государства. Возникает идея разделения властей. 

3. Просвещение: вера в разум и прогресс 

Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения. Эта эпоха подарила нам целую плеяду выдающихся ученых, философов и мыслителей: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и другие. 
Настает время возвышения человека, многие философы полагали, что люди добры от природы, а во всем "зле" виновата цивилизация.  Выдвигаются идеи возвращения человека к природе.

4. Становление общественных наук 

"...Многие столетия взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В 17 веке естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце 18 - 19 в. шло становление научного обществознание..."
Также немаловажным моментом является изложение экономической теории А. Смитом. Смит исследовал влияния разделения труда на эффективность производства, развил идею о труде как о главном источнике общественного богатства.
Спенсер (1820 - 1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. 

5. Марксистское учение об обществе

Теорию о изменениях в обществе, которые происходят с вступлением государства в индустриальную стадию развития, предложили К. Маркс (1818 - 1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820 - 1895 гг.). 
Прежде всего они отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). Производственные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основной общественно-экономической формации.
Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация - коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала "по труду", а потом "по потребностям") 

Комментариев нет:

Отправить комментарий